Nav view search

Навигация

 

№47 (956) 6 ДЕКАБРЯ 2011

Приближая небо

 

В аэроклубе «Доступное небо» в станице Ольгинской стартовала программа подготовки пилотов легких и сверхлегких самолетов. Из Ростова на таких самолетах можно, например, добраться в Сочи за 3 часа или слетать в Москву за 6. Обучение при этом стоит недешево — от 260 до 370 тыс. руб.; самолеты, за штурвалом которых можно будет летать, обходятся в сумму от 2 до 5 млн руб.

На летном поле — белый двухместный «итальянец» — легкий самолет Tecnam P 2002 Sierra. Несмотря на ветер и легкий туман, инструктор начинает занятие. В кабине — курсант с летным стажем всего 17 часов. Перед самостоятельным подъемом в небо он принимает машину, сверяя показатели приборов и положение рычагов с «Картой контрольных проверок» — своеобразной шпаргалкой в кабине. После задвигает прозрачную створку крыши, надевает наушники и готовится подняться в небо…

Корреспондент N, успевший побывать в кабине самолета, отметил, что высота крыши позволит с комфортом разместиться лишь людям с ростом до 1,80 м. Более высокие, скорее всего, физически ощутят, что значит «достичь потолка». В кабину воздушного судна весом 600 кг можно уместить среднегабаритного пилота и пассажира, а также поставить за креслами сумку или небольшой чемодан. Так что путешествовать по воздуху придется налегке.

— На сверхлегком самолете ученик должен налетать 28 часов, на легком — 42. Из них примерно треть времени — с инструктором, — поддерживая связь с бортом, объясняет инструктор Аркадий Пузанков. Больше 20 лет он прослужил в истребительной авиации ПВО. — В практическом курсе 3 этапа: полеты по кругу, отработка техники пилотирования в пилотажной зоне и полет по заданному маршруту. В качестве топлива используется бензин АИ-95.

Чтобы начать подготовку в аэроклубе, нужно заключение специальной медкомиссии. По словам организаторов курсов, по сравнению с гражданской авиацией ограничения для курсантов минимальны. Это, например, высокая степень близорукости или серьезные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Медкомиссию проходят на территории ростовского аэропорта. Теоретический курс осваивают там же, в Северо-Кавказском авиационном учебном центре. Перед полетом на сверхлегком самолете (вес до 495 кг) потребуется освоить 110 часов теории, на легком — 220. После курсанты сдают экзамен. Кроме теории и учебно-тренировочных полетов предусмотрена и наземная подготовка — 27 и 24,5 часа соответственно. Теоретические занятия проходят в группах, практические — индивидуально. После успешного прохождения всех курсов Управление Росавиации выдает свидетельство пилота, позволяющее управлять самолетом той модели, на которой проводилось обучение.

— График занятий гибкий, мы стараемся подстроиться под учеников, — говорит гендиректор «Доступного неба» Марк Шульман. — Полеты могут проходить в любое время года, в том числе при минусовой температуре. Главные противопоказания для подъема в небо — сильный ветер и туман.

В октябре «Доступное небо» выпустило первого пилота сверхлегкого самолета. Сейчас в клубе занимаются четверо курсантов, все — представители ростовского бизнес-сообщества. Кто-то учится летать, планируя в скором времени пополнить парк своих машин воздушной, кто-то — чтобы сделать хобби профессией. По данным г-на Шульмана, сегодня зарплаты профессиональных пилотов в России — от 180 до 360 тыс. руб.

— Я увлекаюсь авиацией с раннего детства, — рассказывает один из первых курсантов клуба Евгений Лев. — После школы по глупости не поступил в летное училище. Пройдя подготовку здесь, я постараюсь поступить во второй раз, благо возраст — 26 лет — позволяет. Если не получится, куплю такой самолет (цена — около 4 млн руб. — N) и буду летать сам. Высота полета может достигать 1 км, и мне это нравится.

В ЮФО активная подготовка пилотов легкой и сверхлегкой авиации проходит также на аэродроме Белевцы под Краснодаром. На его территории расположены три аэроклуба, занимающихся обучением пилотов. Свидетельства последним также выдает Управление Росавиации.

— У нас учат летать на сверхлегких мотодельтаплане и самолете Pegas, а также самолетах Cessna-150, Cessna-172, Piper и Як-52, — говорит председатель Краснодарского отделения общественно-государственной организации ДОСААФ Сергей Бобылев. — В ближайших планах — начать обучение на сверхлегком вертолете АК1-3.

Цены на обучение сопоставимы с ростовскими. Так, например, в Краснодарском аэроклубе освоить Як-52 можно за 425 тыс. руб. (225 часов теории, 89 — наземной подготовки и 33 часа учебно-тренировочных полетов).

Елена Шепелева

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------